Футбол Соколов знает досконально.

Соколов тренерПросмотрев последний фильм по сценарию Льва Кассиля "Удар! Еще удар!", я, грешным делом, подумал, что, вероятно, Лев Абрамович прототипом для своего главного героя взял Василия Николаевича. Мое предположение подтверждалось не только некоторым портретным сходством артиста Малого театра Михаила Коршунова, играющего роль старшего тренера в фильме, с молодым В.Н. Соколовым, но и очень похожим принципом руководства командой. На экране все кончилось торжеством идей непоколебимого наставника, хотя, по-моему, он там больше похож на ортодокса-командира, чем на действительно вдумчивого и гибкого тренера - знатока своего тонкого и сложного дела.

В футболе все бы опростилось при возможности добывать победу с помощью приказа и дисциплины. Но в творческих делах диктат и окрик - плохие помощники. То, что терпит экран, начисто отвергается действительностью.

Высокий, худощавый, он счастливо избежал той сверхкруглой талии, которой щеголяет большинство наших маститых тренеров. За пятнадцать лет тренерской практики, как мне кажется, он добрался до той золотой середины в отношениях с игроками, которая, как правило, всегда верна и по-настоящему устраивает обе стороны.

Последние годы В. Н. Соколов являлся главным тренером Федерации футбола СССР.

Автор: Николай Старостин "Звезды большого футбола".

История появления в «Спартаке» этого защитника, игравше­го прежде за команду Белорусского военного округа, заставляет вспомнить крылатую фразу, сказанную при первом знакомстве с ним братьями Старостиными: «Глаза стальные, как у хищной птицы». И это было не просто ассоциацией с фамилией. Основа­тели клуба не ошиблись в выборе. Позднее Андрей Петрович, которому довелось поиграть с Соколовым в одной линии, вспоминал: «Рослый, сухой, с лицом аскета, Василий обладал быстрым бегом и полным набором футбольных качеств.

Он был «непроходимым» для крайних нападающих». А Мартын Мержанов, первый редактор еженедельника «Футбол», писал: «Василий Соколов всегда играл молодо. Он никогда не выглядел утомленным... Зрители всегда видели на поле собранную, подтянутую фигуру футболиста. Он был до конца энергичен, неуступчив, горяч».

В интервью Константину Есенину для сборника «Московс­кий футбол» Василий Николаевич говорил: «Я никого не боялся. Футбол - всегда игра, и против любого форварда я играл в «кто кого перехитрит». Был я левым защитником, так что мне ближе всего правые крайние. Из них сильнейшие в мое время - Семичастный, Гринин и Трофимов. Когда стал центральным, трудно было играть против Сергея Соловьева».

По словам Соколова, наиболее памятными для него явились кубковые матчи - переигровка полуфинала 1939-го, финалы 1946 и 1947 годов. Эти встречи завершились победами, потому переживать их вновь и вновь было приятно. А вот финал^8, про­игранный ЦДКА, оставил самое тяжелое воспоминание. «После этой игры много дней места не находил, - признавался Соколов. - Ходил из угла в угол. Какая-то опустошенность была».

Приняв у Андрея Старостина капитанскую повязку, Соколов в течение многих сезонов выводил команду на поле. Посему его появление на тренерском мостике никого не удивило. Этот момент очень точно обозначил писатель Александр Нилин: «Тренерство виделось закономерно очередной ступенькой восхождения любимого болельщиками игрока, проявившего, к общей радости, еще и педагогическое дарование. Как оно, например, и было, когда тренерами этого знаменитейшего клуба становились Василий Соколов, Николай Гуляев, Никита Симонян...»

Автор: “ Fanat1k.ru”

Одно время в «Спартаке» был тренером Василий Николаевич Соколов, уважаемый футболист, бывший капитан команды. И вот когда мы проигрывали, он с нами не разговаривал. Обижался. Ну, спрашивается, на что, за что? Разве мы стремились проиграть, разве мы не хотели выиграть? Конечно, такое поведение тренера коробило игроков, не прибавляло достоинства и самому Соколову.

Когда армия наступает, и у солдат и у командования великолепное настроение, полное единение. Но ведь насколько армия крепка, проверяется и поражением. Способны ли командиры выработать верную тактику в трудных условиях, поднять дух бойцов, настроить их на новое наступление? И венец тренерского искусства - умение себя вести в экстремальных ситуациях.

Автор: Н.П.Симонян «Футбол-только ли игра?»

Смотреть биографию футболиста.