Гурченков Сергей Сергеевич

Гурченков Сергей Сергеевич

Годы жизни: 01.05.1983.

Гражданство: Россия.

Карьера: игрока: 1999/01 Спартак; 2002/03 Сатурн (Раменское); 2004/05 Сатурн (Егорьевск); 2006 Олимп (Железнодорожный); 2006 Знамя Труда; 2007 Сатурн (Егорьевск).

амплуа:    полузащитник.

рост:     180.  

вес:      70.

номер:      

воспитанник: СДЮШОР «Спартак» Москва.

сборная: -

прозвище:

тренера: 2008/14 тренер в академии «Спартак» им. Фёдора Черенкова; 2016 н.в. тренер академии «Локомотива».

Достижения: -

Биография:

В 2000 году в последнем туре провёл единственный матч в высшей лиге чемпионата России за «Спартак».

Сергей Гурченков: Говорю своим подопечным, что они должны дорасти до второй, третьей звезды

В интервью для официального сайта «Спартака» старший тренер команды 2005 года рождения Сергей Гурченков рассказал об особенностях работы с самыми юными спартаковцами и вспомнил о собственных юношеских годах в рядах красно-белых.

— В детстве я был гиперактивным, поэтому воспитательница в детском саду посоветовала родителям отвести меня в спортивную секцию, — с улыбкой рассказывает Сергей Сергеевич о начале своего футбольного пути. — Начинал заниматься в расположенной ближе к дому школе «Торпедо» у Николая Михайловича Ульянова, но вскоре перешел в «Спартак», где меня тренировал Алексей Николаевич Леонов. Здесь я вырос, сформировался как игрок и как личность, здесь все родное.

— Во время выступления за спартаковскую школу вы неоднократно признавались лучшим защитником на различных соревнованиях. Всегда ли играли на этой позиции?
— Когда приходил в «Спартак», был нападающим, потом играл в центре полузащиты, а в возрасте 12 лет Алексей Николаевич перевел меня на позицию центрального защитника.

— Не огорчились? Ведь мальчишек всегда тянет в атаку…
— Нет, я всегда доверял тренеру, выполнял его установки. Тем более что на любой позиции можно найти себя и раскрыться.

— Каковы были наиболее яркие достижения вашей команды?
— Побед было очень много: выигрывали чемпионат России, Кубок России, регулярно становились победителями международных турниров. У нас была сильная команда, редко на соревнованиях мы опускались на место ниже второго.

Сергей Гурченков детский тренер Спартака

— Были ли у вас кумиры в детстве?
— Когда я играл за школу, цвета «Спартака» на взрослом уровне защищали Тихонов, Цымбаларь, Аленичев, Ковтун, Ананко, Парфенов, Мелёшин, Булатов, Бушманов. Все футболисты основной команды были кумирами, ведь они столько раз завоевывали чемпионство! Мы смотрели на их игру, пытались играть так же. Помню, как-то основа тренировалась в нашем манеже, мы с товарищами по окончании тренировки взяли у каждого из футболистов автографы на последних страницах школьных дневников, предназначенных для четвертных оценок. Классный руководитель, обнаружив это, сильно нас ругала, но потом простила, понимая, как значимы для нас были подписи любимых футболистов.

— Вы довольно рано попали в дубль «Спартака»…
— Впервые был приглашен в дубль в возрасте 15 лет. Во время сборов, которые проходили на Кипре, как самый молодой, таскал сетку с мячами. Поначалу только тренировался с дублем, а играл за школу, потом стал выходить на замену в матчах молодежной команды. Тогда дубль играл во второй лиге в зоне Запад, а когда поднабрался опыта, немного оброс мяском, играл уже на постоянной основе.

— У многих талантливых молодых игроков иногда случается период «звездной болезни». Был ли такой у вас?
— Был. Голова вскружилась после игры за основу «Спартака» с «Аланией» в 2000 году. Наверное, после этого периода тренеры не поверили, что могу исправиться. Сам виноват в том, что все сложилось так, как сложилось. Поступал по-своему вместо того, чтобы прислушаться к советам тренеров. Из «Спартака» ушел в другие команды, некоторое время играл за «Сатурн».

Гурченков Сергей игрок Сатурна

— Как оказались в спартаковской школе в качестве тренера?
— В 2009 году, когда уже закончил играть, мне позвонил Владимир Васильевич Бодров, под чьим руководством я начинал играть в дубле «Спартака». Он предложил попробовать себя в качестве тренера, и я с радостью откликнулся.

— Говорят, чтобы стать хорошим тренером, нужно убить в себе игрока. Вам это сделать удалось?
— Убил, конечно, давно. (Улыбается.) Но для поддержания формы играю периодически с друзьями.

— Кто стал вашим наставником на первых порах?
— Помогал Виктору Кечинову в работе с командой 2002 года рождения. Он многому меня научил, все время подсказывал правильное направление работы. Мы вместе проводили тренировки, Виктор Петрович подсказывал нюансы относительно выполнения, объяснения и показа упражнений, а я уже на поле доносил это до ребят. С удовольствием работал также с Владимиром Зотовым в качестве помощника с командой 1998 года рождения. Первой командой, которую принял в качестве старшего тренера, стал «Спартак»-2003, а позже перешел на работу с мальчишками 2005 года рождения.

— Что было самым сложным на первых порах?
— Найти подход к каждому ребенку. Со временем выработал для себя правило, на основе которого строю свое взаимодействие с мальчишками. Если ребенок перешел линию поля, он беспрекословно должен слушать тренера, выполнять его задания, будь то игра или тренировка. А когда мы уходим с поля, становлюсь для них другом и товарищем, могу что-то обсудить, пошутить, подсказать.

— Сложно ли доносить до малышей необходимую информацию?
— Довольно легко. Объяснять нужно простыми словами и, что очень важно, необходимо показывать. Объяснения и показ должны идти вместе. Чтобы ребята лучше запоминали и тренировались усерднее, стараюсь их удивлять. Например, когда учу их одному обманному движению, показываю потом другое, более сложное, которое мальчишки пока не могут выполнить. Но они понимают, что если научатся выполнять первое движение, то вскоре смогут сделать что-то более сложное, что сейчас кажется им невыполнимым. Если тренер показал — значит, со временем он научит и их этому финту.

— В силу возраста ваши подопечные мало что знают об истории «Спартака». Как восполняете этот пробел?
— Рассказываю им про историю клуба, даю диски с фильмами про Старостиных, Бескова, Черенкова, Родионова, мальчишки с интересом смотрят. Постепенно к ним приходит осознание, где они играют, цвета какого клуба защищают. У нас в детстве ноутбуков не было, поэтому тренеры, чтобы познакомить нас с историей «Спартака», давали книгу Николая Петровича Старостина, в которой он рассказывает о детстве, зарождении команды. В памяти у меня отложилась история о том, как они, чтобы не играть на брусчатке, самостоятельно шили футбольный ковер.

— На юных футболистов такие истории оказывают воздействие?
— Конечно! Перед каждой игрой говорю, что они должны гордиться тем, что занимаются в «Спартаке», выходят на поле в красно-белых футболках с ромбом на груди, в области сердца. Ставлю в пример ветеранов, которые 9 раз становились чемпионами России и завоевали звездочку, красующуюся над ромбом. Все время говорю им, что они должны дорасти до второй, третьей звезды. После этих слов команда играет с удвоенной энергией, выкладывается на полную.

— В первые годы занятий закладывается не только база у юных футболистов, но и культура боления у их родителей…
— Действительно, это очень важный аспект. Мы говорим с родителями ребят об этом. Они могут ребенку что-то подсказать, но после, а не во время игры. Если во время матча мальчик будет слышать подсказки не только от тренера, но и от родителей, то растеряется и не будет знать, что делать. А в игре его внимание должно быть сосредоточено на подсказках тренера. После матча родители могут поделиться с ребенком мнением об игре, но важно, чтобы они его не ругали.

— Каждый родитель считает, что его ребенок — лучший, поэтому, когда мальчик не попадает в первый состав, начинает переживать. Как решаете подобные проблемы?
— Для родителей я всегда открыт, они могут подойти ко мне с любым вопросом и обязательно получат ответ. Что касается состава, то здесь у меня спортивный принцип: если мальчик хорошо себя ведет на футбольном поле, усердно тренируется, внимательно слушает, тогда он будет играть; если он балуется и делает, что хочется ему, а не что просит тренер, игрового времени у него будет меньше. Хотя баловство у нас на тренировке — редкость. Если мальчишка ведет себя неправильно, уже другие ребята ему объясняют, что так делать нельзя, нужно слушаться тренера.

Сергей Гурченков детский тренер Спартака

— Как реагируете на ситуации, в которых ваши подопечные совершают ошибку?
— Ошибки — это нормально, ведь ребята тут учатся. В этой работе надо быть терпеливым: одни мальчишки воспринимают что-то быстрее, другим для освоения нового финта требуется больше времени. С самых первых лет мы прививаем детям спартаковский стиль: учим играть в короткие стенки, делать забегания, обыгрыши. Ребенок может сделать на поле что-то неправильно, но при этом правильно подумать, отдать передачу в правильном направлении. Пускай она не пройдет, в таком моменте ругать ребенка не буду, наоборот, похвалю за правильную мысль.

— Порой приходилось наблюдать, как после гола вы поздравляли ребенка, но при этом говорили, что мяч забит неправильно...
— Я внушаю детям такой подход: гол — не самое главное, гораздо важнее, как ты думаешь на поле, как взаимодействуешь с партнерами, делаешь передачи. Сейчас первостепенная задача — научить ребят правильно мыслить, чтобы на следующих этапах обучения им было легче работать, воспринимать новую информацию. Не важно, сколько мои подопечные забили мячей за игру, важнее — как они это сделали. Например, если они вдвоем выходят на вратаря соперника, футболист, владеющий мячом, должен отдать пас партнеру, так как красивее забить мяч в пустые ворота. Некоторые тренеры других команд придерживаются иных взглядов, советуя своим игрокам не разыгрывать мяч, когда назначен штрафной в 15 метрах от ворот, а наносить прямой удар. На мой взгляд, это неинтересно. Для меня важнее, чтобы дети играли, а когда будет правильная игра, правильные мысли во время матча, придет и результат.

— Нередко ваши подопечные одерживают волевые победы, хотя многие дети в таком возрасте наоборот, опускают руки, сдаются еще до финального свистка. Что говорите в перерывах подобных матчей?
— Не было еще ни одного матча против команды сверстников, чтобы ребята уступали кому-то вчистую, из-за того что они слабее. Бывает, выходят на поле зажатые, бывает, что пропускают из-за непонятной боязни. Говорю, что знаю: они лучшие, что теперь это надо доказать игрой. А еще говорю, чтобы не забывали, что защищают цвета «Спартака». Даже если проиграем, должны уйти с поля с высоко поднятой головой, своей игрой доказав: сделали все, что могли, отдали все силы, ведь в «Спартаке» непозволительно играть спустя рукава. Отступать у нас не принято. Ребята у меня умненькие, поэтому сами понимают многие свои ошибки и стремятся их исправить.

— Нередко вы играете с командами не топ-школ, состоящими из футболистов годом старше. С чем это связано?
— Существует несколько причин. Во-первых, не всегда команды ровесников, способные оказать достойное сопротивление, соглашаются на товарищеский матч. Во-вторых, играть с командой годом старше за счет двух–трех наиболее выделяющихся ребят не получается, нужны командные действия, нужно быстрее мыслить и играть. В играх против старших команд можно увидеть слабые стороны наших ребят. Ничего страшного, если в таких встречах уступим, важно сделать правильные выводы.

— Минувший сезон стал дебютным для команды. Как оценили его итоги?
— Прошлый год оценил бы на 4+. Немного испортили впечатления турнир в Химках, где мы заняли третье место, уступив лишь в одной групповой встрече (тогда ребята были какие-то зажатые), а также турнир на «Локомотиве», где мы в число призеров не вошли. Но с уверенностью могу сказать, что там по игре мы не уступили никому. Мальчишки выросли, стали понимать, куда они приезжают, зачем, что от них требуется на поле. Выиграли и несколько турниров, одержали убедительные победы в товарищеских матчах против команд таких серьезных школ, как цска и «Динамо».

— В 2012 году вы работали с юношеской сборной Москвы 1998 года рождения. Что дал вам этот опыт?
— Понял, как строится подготовка в сборных командах. Так как в сборной были сильнейшие игроки этой возрастной категории из разных команд, важно было найти такой подход к футболистам, при котором они бы в тебя поверили, прислушивались бы к тебе. Этот опыт был очень интересным.

— Каковы наиболее приятные моменты вашей работы?
— Приятно видеть, как ребята прибавляют, как начинают осмысленно действовать на поле, как находят в себе силы и выигрывают непростые матчи. К тому же маленькие детки очень открытые. Вы не представляете, какую радость испытываю, когда только появляюсь рядом с полем, а они уже бегут ко мне, улыбаются и метров за 20 кричат: «Сергей Сергеевич!» Их обнимешь, похвалишь, подбодришь — и сам заряжаешься энергией.

Автор: "spartak.com" 06.02.13.

Сергей Гурченков и Андрей Тихонов