«Зенит» обошел «Спартак» и стал самым популярным клубом России
Пожалуй, итоги исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) можно считать сенсационными. Согласно им, в последние годы «Зенит» совершил впечатляющий рывок, став самым популярным клубом России. Позади остался «Спартак», который принято считать народной командой. Почему это произошло и каковы дальнейшие тенденции? Об этом корреспонденту «Советского спорта» рассказал первый заместитель генерального директора ВЦИОМа Константин Абрамов.
«АРШАВИН – САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ… В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ»
- Лидерство «Зенита» я действительно считаю большой неожиданностью, потому что таких резких изменений в рейтинге давно не наблюдалось, - говорит Константин Абрамов.
- Почему это произошло?
- Есть устойчивые болельщицкие группы, которые активно потребляют футбол. Популярность же «Зента» возросла за счет новых болельщиков – не ярых фанатов, а тех, кто является потребителем красивой игры. Это в большей степени женщины. То есть не так называемое ядро болельщиков, а то, за счет кого болельщицкая аудитория вообще расширяется. И здесь на первый план уже выходит раскрученность бренда, победы (ведь болеют у нас за сильных), лица футболистов.
- Кстати, об их популярности. Есть ли изменения в данном рейтинге?
- Нет. С 2008-го, когда мы проводили предыдущий опрос, мало что изменилось. Лидируют Аршавин, Кержаков (рост его популярности за последний год наиболее высокий), Акинфеев. Наверху те же Павлюченко, Сычев, Жирков. Самое интересное, что мы задаем вопрос про самого популярного игрока российского чемпионата, но люди все равно называют Аршавина. Это происходит автоматически. Народу не важно, где выступает лучший российский игрок.
- Что это за народ, который неизменно называет Аршавина? Иначе говоря, кого вы опрашиваете при проведении исследований?
- Это всероссийская выборка. Ее погрешность составляет 3,4 процента. Мы проводим личные интервью с респондентами (всего их 1600 человек) по всей стране – около 150 точек опроса. Пол, возраст, образование и тип населенного пункта также отражаются в выборке.
Могу сказать, что на основе этой выборки мы делаем все наши рейтинги популярности, доверия/недоверия. Это очень качественные исследования – в течение последних 20 лет мы смотрим за событиями на их основе. Да, иногда обновляем какие-то пункты, опираясь на новые данные Росстата. Этим исследованиям можно доверять. К примеру, данные для администрации Президента России формируются также на основе этой выборки.
«У «СПАРТАКА» УПАДКА НЕТ»
- В старой болельщицкой кричалке говорится о том, что от Москвы до Бреста нет такого места, где бы не болели за «Спартак». Можно ли говорить, что за «Зенит» сейчас болеют по всей России?
- Да, конечно. Естественно, есть перекос на Питер и Ленинградскую область, где значения популярности этого клуба – пиковые. Но и по всей стране популярность «Зенита» растет.
- С чем тогда связан упадок «Спартака»?
- А упадка-то как раз и нет. Просто «Зенит» стал первым. После предыдущего опроса в 2008 году аудитория «Спартака» составляла около 14 процентов. Сейчас – 20. Так что мы видим рост. Другое дело, что рост у «Зенита» оказался просто впечатляющим – с девяти процентов в 2006-м до 28 процентов в 2010-м!
- Как распределялась аудитория раньше?
- «Спартак», затем ЦСКА, потом «Динамо» и «Локомотив». Но эти клубы в последние годы особо ничего не показывали. В итоге ядро у них осталось, а популярность за счет просто интересующихся никак не растет. А вот у ЦСКА показатели всегда остаются стабильными.
- Есть ли факторы кроме побед, за счет которых популярность клуба растет? Например, ежегодная презентация новой экипировки, открытие фирменных магазинов, приход нового игрока?
- В первую очередь, как я уже отмечал, люди обращают внимание на победы. Также важна роль личности. Я думаю, что приглашение Роберто Карлоса в «Анжи» весьма яркий маркетинговый ход. Сам по себе информационный шум привлекает внимание, люди больше говорят об этом игроке, чаще упоминают команду.
Что касается экипировки и того, насколько она влияет на популярность клуба, у нас нет таких данных. Хотя в свое время мы проводили исследование, после которого выяснилось, что интерес к футболу вырос, так как много говорилось о новой обтягивающей форме сборной Италии. Благодаря этому активизировалась женская аудитория.
«ПОПУЛЯРНОСТЬ ФУТБОЛА РАСТЕТ. А НА СТАДИОНЫ ХОДЯТ МЕНЬШЕ»
- Когда проводился опрос ВЦИОМа, выявивший лидерство «Зенита»?
- В конце декабря 2010-го года. К сожалению, в 2009 году мы исследование не проводили. Но, полагаю, в конце этого года вновь зададим вопрос, какой клуб является самым популярным.
- Как вы думаете, «Анжи», пригласивший Роберто Карлоса, и «Терек» с Рудом Гуллитом смогут конкурировать с грандами в популярности?
- Думаю, нет. Могу сказать, что у нас нет возможности для измерений общественного мнения в Чеченской республике. А ведь приход Гуллита ориентирован как раз на болельщиков этого региона.
- А исследования в Дагестане?
- Это тоже непросто. В свое время мы проводили там исследования. По рассказам одного нашего интервьюера проходили они так: приезжает он в горное село. По маршрутному листу наш сотрудник должен побывать в третьем доме по левой стороне улицы. Приходит участковый и говорит, что в этот дом идти не надо и ведет в другой. Там во дворе уже собралось все село. Для нашего сотрудника накрыт стол, его как самого уважаемого гостя поят, кормят и все вместе заполняют единственную анкету.
- Вернемся к футболу. Судя по выводам ВЦИОМа, интерес россиян к футболу увеличился с 27 процентов до 31. Вам не кажется это странным, ведь сборная России в очередной раз пропустила чемпионат мира?
- Зато мы выиграли право на проведение ЧМ-2018. Это тоже серьезный повод. Но меня волнует другое: несмотря на рост популярности футбола, народу на стадионы ходит все меньше. Да и на ТВ рейтинги у него небольшие. Так всегда было, потому что трансляции на общедоступном ТВ – это социальный проект. Я сам люблю футбол, но в последнее время обхожу стадионы стороной.
- Почему?
- Не хочу слышать мат-перемат. Болельщики команд соревнуются, кто кого круче оскорбит. Четыре года назад мы проводили исследование: уже тогда говорили, что футбол с одной стороны – это хорошая канализация молодежной активности, а с другой – это среда ксенофобских настроений, которые являются естественными для этой среды. Если будут строиться новые удобные стадионы, поменяется культура боления, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону.
- Ранее вы проводили и исследования по телетрансляциям. Четыре года назад люди чаще всего смотрели футбол по Первому каналу. Какова ситуация сейчас, когда премьер-лига ушла с первой кнопки?
- Честно говоря, не могу ответить. Но в любом случае в этом году мы будем делать футбольные исследования. Вполне возможно, выясним и этот аспект. Тема актуальная.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНОСТИ КЛУБОВ*
КЛУБ 2006 ГОД 2008 ГОД 2010 ГОД
«Зенит» 9 26 28
«Спартак» 24 14 20
ЦСКА 24 19 14 17
«Локомотив» 11 5 7
* В процентах. Данные ВЦИОМ.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНОСТИ ИГРОКОВ*
ИГРОК КЛУБ 2006 ГОД 2008 ГОД 2009 ГОД 2010 ГОД
Андрей Аршавин «Арсенал» (Ангия) 10 77 70 48
Александр Кержаков «Зенит» 17 1 7 19
Игорь Акинфеев ЦСКА 5 8 14 13
Роман Павлюченко «Тоттенхэм» (Англия) 1 19 13 8
Юрий Жирков «Челси» (Англия) 2 12 14 5
Дмитрий Сычев «Локомотив» 35 9 8 5
Владимир Быстров «Зенит» 3 0 4 4
* В процентах. Данные ВЦИОМ.
РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНОСТИ ФУТБОЛА*
СТЕПЕНЬ ИНТЕРЕСА 2007 ГОД 2008 ГОД 2010 ГОД
Очень интересуются 14** (мужчины)/2 женщины 16/2 16/3
Скорее интересуются 30/10 33/12 31/14
Скорее не интересуются 22/12 21/15 25/21
Совсем не интересуются 32/73 28/67 26/59
Затруднились ответить 2/2 3/4 2/2
* Респондентам предлагалось ответить на вопрос, интересуются ли они футболом. Данные ВЦИОМ.
** В процентах.
Автор: "Советский спорт"